Травля, (буллинг в переводе с англ.яз bullying)- агрессивное преследование… Буллинг-понятие социальное.

Сейчас интернет и новостные каналы пестрят новостью о жестокой травле Джоан Роулинг -знаменитого автора «Гарри Поттера».

Лишний раз эта новость подтверждает, что с проблемой травли может столкнуться каждый человек в любом обществе, независимо от статуса, пола и возраста.

Проблему травли десятилетиями обсуждают педагоги, психологи и ищут пути ее решения, но эта проблема и по сей день остается таковой. С подобным явлением я сама сталкивалась в детском возрасте, мои близкие и знакомые, в общем, знаю не понаслышке об этом.
За многие годы профессиональной деятельности, работая в крупном университете отвечая за воспитательную и внеучебную деятельность, приходилось решать проблемы буллинга у молодых людей.

Травля, (буллинг в переводе с англ.яз bullying)- агрессивное преследование… Буллинг-понятие социальное.

У травли есть три стороны: жертва, агрессор и наблюдатель. Наблюдателей — людей, которые видят, что происходит, но не знают, как на это реагировать, обычно больше всего.
Согласно статистике, пятая часть школьников подвергается травле, каждый четвёртый ученик является агрессором. Считается, что почти 90% детей в разной степени сталкиваются с травлей в школах.

Жертвой становится ребенок, который просто удобен для травли из-за особенностей внешности и психики, или из-за успешности интеллектуальной ,и он в этом не виновен.

Всегда кто-то из детей утверждается за счёт успехов в учёбе, спортивных и культурных достижений, побед в конкурсах, олимпиадах. А есть дети, которые не отличаются хорошими показателями в учебе и интеллектуальными способностями, зачастую именно они и пытаются самоутвердиться в своих возрастных группах с помощью физического или психологического давления.

Мой 14-летний внук, после переезда в другой регион страны, не стал исключением в плане травли в классе. В его случае, агрессором выступали два одноклассника, один из них сам раньше подвергался травле от старшеклассников.
В результате разбирательств стало понятно, что целью преследований сверстниками являлось их желание подавить индивидуальность моего внука, т.к. он высоко организован, замотивирован на успешность и целеустремлен, его способности опережают интеллектуальное развитие многих сверстников, его дарования в точных науках и IT технологиях, успехи участия в олимпиадах и, собственно, независимость мышления и уход от стереотипов, которые сильно ярко отличают от сверстников.

В нашем случае-мой опыт, адекватная реакция руководства школы, профессионализм педагогов и специалистов инспекции по делам несовершеннолетних ,а также совместно принятых мер было достаточно, чтоб пресечь желание гонителей повысить свою самооценку за счет унижений и травли, и взять ситуацию на особый контроль. Совместно мы эту проблему быстро закрыли, но ведь так не у всех заканчивается, к сожалению.

Конечно, мы живем сейчас в достаточно агрессивной медиасреде и можно допустить, что причиной усиления агрессивного поведения подрастающего поколения, является поток картин насилия с экранов ТВ и из Интернета, что порог стрессоустойчивости снижается, что слишком много вредных факторов-социальных и семейных.
Современные подростки много времени уделяют соцсетям, и общаются больше виртуально.

И в общем, интернет – как источник информации, оказывает серьёзное влияние на ребёнка, не имеющего против него интеллектуального и психологического иммунитета, формирует его поведение и мировоззрение.

Но, мое глубокое убеждение, как профессионала-дети копируют модель поведения своих родителей!!! Ведь именно семья для ребёнка является первым и самым главным источником знаний о мире, семья формирует его траекторию движения по жизни.Вот поэтому, я настоятельно рекомендую родителям как можно больше времени уделять общению с ребенком, интересоваться его увлечениями, учить его в спорных ситуациях идти на компромисс и уважать мнение своего ребенка. Интересуйтесь у воспитателей, учителей, у классного руководителя как ваш ребенок ведет себя при общении с другими детьми, проявляет ли он агрессию по отношению к сверстникам, или наоборот подавлен ими – все это поможет вам и понять ребенка лучше, и скорректировать свои методы воспитания, и поведение по отношению к нему, и самое главное,- избежать многих проблем.

Педагоги прошлого века и современные педагоги доказывают, что агрессия начинает проявляться в то время, когда дети ничем не заняты.
Зачастую те дети, которые предоставлены сами себе, которые не заняты в направленных видах деятельности, а если еще в семье присутствуют какие-либо проблемы,- могут стать агрессорами.
Поэтому, организовывайте внеучебную деятельность ребенку и развивайте с раннего детства его способности.

В случае возникновения буллинга (травли)- родителям необходимо срочно принимать меры и пресекать все проявления агрессии и травли! Травля, от которой страдают конкретные дети, — это вопрос морали и прав человека. И очень важно, чтоб жертва буллинга не держала в себе переживания, а смело могла обратиться со своей проблемой в первую очередь к своим родителям.Ведь никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли!

И, наконец, самое главное, без чего точно не обойдется ваш ребенок – так это без родительской любви! Тогда он и сможет все преодолеть и справиться со всеми возникающими проблемами! Это важнее всего!

Автор: Конюхова Т.В. Заслуженный работник культуры РФ. Председатель Жюри.