Top.Mail.Ru
Копирайтинг: Маркетиногове агентство «Экспромт» https://itovs.ru ИП Овсянникова А.С. +79182293748

Конкурсы и фестивали — возможности развития творческих способностей детей и молодежи!

Талант – это развитая природная склонность.

Оноре де Бальзак

Современному обществу необходима интеллектуально развитая личность с ее внутренним миром, интересами, потребностями и творческими возможностями. И для нашей страны становится чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки талантливых и одаренных детей.

Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны!

Каждый ребенок, молодой человек – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее становится его воображение, тем больше развивается  его тяга к искусству в будущем.

Ведь творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

Конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей и молодежи, это один из самых действенных способов побудить в ребенке или в молодом человеке творческую активность, это по сути соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников. И участие в них дает уникальный шанс жить им более прекрасной жизнью, совершенствовать свой уровень мастерства, соревноваться с лучшими и стать ценностной ориентацией в детский и юношеский период.

Фестиваль или конкурс, дает возможность участнику презентовать свои идеи, показать свои достижения и, конечно же, получить профессиональную оценку проделанной работы.

Выступление на конкурсе или фестивале становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, и очень  ценным показателем  качества проделанной работы. Наличие соревновательного компонента, требует особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.

Потому и стоит остро задача родителей и педагогов, помочь в самореализации детей, чтоб их творческий путь был успешным.

Вообще, творческое соревнование является важной характеристикой роста и развития детей и  полезно как для общего развития, так и для  формирования необходимых для них волевых качеств и закалки характера.

Через соревнование творческий человек формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Участие в творческих фестивалях и конкурсах оказывает  благоприятное воздействие как на развитие отдельной творческой личности, так и на коллектив в целом.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в творческих фестивалях и конкурсах, формирует у детей и молодежи уверенность в себе и своих силах, позитивное отношение к себе и к окружающему миру, получение  новых впечатлений, расширение профессионального кругозора, сравнения собственных достижений с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень исполнительской культуры.

Чем выше уровень конкурса или фестиваля, становится выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.

Участникам конкурсов и фестивалей и их педагогам нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.

Главное для конкурсанта, тем более маленького, почувствовать сцену и себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом работы над собой.

Конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства. Принимая участие  в конкурсах и фестивалях, у ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации и практического опыта.

Участие в конкурсах и фестивалях — это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, оценить свои возможности, увидеть и услышать уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями, приобрести творческую смелость и получить опыт конкурсанта, а также  дополнительный стимул для активной самореализации.

Победа на творческом конкурсе — это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также моральное удовлетворение.

Педагог несет ответственность за то, в какой форме выходит ученик на тот или иной конкурс. Конечно, мастерство педагога ощущается в творчестве ученика, но очень важно, чтобы конкурсный материал раскрывал дарование конкурсанта, а не амбиции педагога.

Участие в конкурсах и фестивалях-важная составляющая творческой жизни детей и молодежи, в нем заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Когда ребенок или молодой человек  осознает себя, как часть творческого сообщества, то он чувствует свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит — будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной  и ведущей к успеху.

Выбор конкурса, выбор программы, организация и содержание подготовки к конкурсу – это  ежедневная, сложная и, не всегда победная работа педагога. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение — быть проводником в мир искусства для своих учеников.

От организаторов фестивалей и конкурсов зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста, или выставку достижений и амбиций.

При выборе конкурсов и фестивалей, в которых планирует педагог принять участие с учеником, также важно обращать внимание и на состав жюри, который оценивает уровень исполнительского мастерства участников конкурса или фестиваля. Очень важно, чтоб помимо титулов, званий и регалий-члены жюри имели свой большой опыт в творческой деятельности.

Одним из важных факторов, определяющих оценку исполнения на смотре, конкурсе или фестивале, обычно считается актуальность темы, выбор репертуара. Репертуар обычно оценивается с двух позиций: соответствие взятого произведения возможностям и жанру участника или коллектива, доступность репертуара исполнителю.

Поэтому педагог должен еще учитывать степень подготовленности своего воспитанника, уровень трудности произведения, которое выбирает для конкурса, опираться на интересы участника или участников, чтоб более ярко раскрыть с помощью произведения его способности, талант, самобытность и индивидуальность, а также учитывать художественную полноценность и выразительность произведения.

Для этого так же необходимо правильно изучить условия, которые прописаны в Положениях о фестивале или конкурсе. Они обычно сформулированы достаточно широко, скорее как пожелания, которые не ведут к жесткой регламентации в выборе произведений. Именно поэтому репертуар коллектива или исполнителя осознается как важная характеристика его выступления, а не просто выполнение формальных исходных условий конкурса.

На сегодняшний день Интернет является одним из самых эффективных инструментов продвижения, имеющим обширные возможности и необычные способы донесения информации до участников, особенно в нынешней ситуации, которая охватила весь мир.

Онлайн фестивали и конкурсы имеют огромное количество различных возможностей для создания по- настоящему яркого и запоминающегося креатива при условии не таких больших финансовых вложений участников; расширяется география участников и, соответственно уровень подготовки очень различный, а в большинстве случаев — высоко профессиональный.

С помощью интернет возможностей можно сравнить свой уровень с уровнем участников, и открываются огромные возможности для самосовершенствования и общения с огромным количеством творчески одаренных людей.

Но, онлайн фестивали и конкурсы не могут заменить особой атмосферы одухотворенности и возвышенности, которая присутствует при проведении фестиваля или конкурса на стационарной площадке, а также закулисья и зрительских эмоций. Но они имеют дополнительные широкие возможности для реализации творческих планов для детей и молодежи.

Создавайте своим ученикам ситуацию успеха в едином культурном пространстве принимая участие в фестивалях и конкурсах в режиме on-line, так и на стационарных площадках.

Татьяна Конюхова

Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Председатель жюри, наставник, педагог по вокалу и фортепиано, пианист, музыкальный психолог, дирижер-хоровик, Топ-менеджер высшего звена, бизнес-тренер, эксперт.

Фонд поддержки

Мы знаем как сейчас тревожно всей стране. В такие дни очень важно говорить друг с другом — получать информацию из первых рук, оперировать знанием, а не домыслами и делать пусть маленький, но шажок, осознанно строя свой маршрут хотя бы на день вперед.

Фонду и благотворительным проектам необходима Ваша поддержка. Спасибо Вам, что остаетесь неравнодушными!


Поделитесь этой новостью с друзьями!

Экспромт-центр