Top.Mail.Ru
Копирайтинг: Маркетиногове агентство «Экспромт» https://itovs.ru ИП Овсянникова А.С. +79182293748

Концертмейстер и аккомпаниатор — кто он? В чем его роль?

Деятельность концертмейстера и аккомпаниатора — это целое искусство!
Специфика этой работы требует от музыканта особого универсализма и мобильности.

Концертмейстер, аккомпаниатор – это призвание и их труд по своему предназначению равен труду педагога, и в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма!
Но, к сожалению, не всегда значимость и сложность этой профессии бывает понята окружающими.

Концертмейстерство и аккомпаниаторство не приносят внешнего успеха музыканту – аплодисментов, цветов, почестей и званий, т.к. зачастую они остаются «в тени», их работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Солисты, с высокой культурой, всегда разделяют благодарные аплодисменты слушателей со своим аккомпаниатором или концертмейстером. Но, чем ниже культура певцов или инструменталистов, с которыми работает концертмейстер или аккомпаниатор, тем менее развито между ними равное сотрудничество.
Но ещё более изощрённый удар для аккомпаниатора или концертмейстера – когда «забывают» указать его имя в афише, дипломе или в заявке на участие в конкурсе, фестивале.

Концертмейстер и аккомпаниатор — самая распространенная профессия среди музыкантов и они нужны буквально везде:

  • и в классе — по всем специальностям,
  • и на концертной эстраде,
  • и в хоровом коллективе,
  • и в оперном театре,
  • и в хореографии,
  • и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства).

Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, центры досуга, музыкальные и педагогические училища и вузы.

Искусство быть концертмейстером или аккомпаниатором доступно далеко не всем пианистам. Оно требует призвания, мастерства высокого уровня и исполнительской культуры. Настоящий профессионал, помимо владения полным арсеналом пианистического мастерства и педагогическими навыками, при наличии музыкальной одаренности, слуха и воображения, способности охватить форму и образную сущность произведения, умения понять и воплотить в исполнении произведения все то, что вложил в него автор, — обладает чуткостью, коммуникабельностью, тактичностью при общении с солистом.

Рассмотрим более подробно специфику этой уникальной профессии.
Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» — сопровождать).
Т.е. музыкант сопровождает игрой на музыкальном инструменте или на музыкальных инструментах вокальную или инструментальную партию (обычно сольную).
Аккомпаниатор обеспечивает музыкальное сопровождение выступлений, репетиций, спектаклей коллективов художественной самодеятельности, ансамблей и солистов, разучивает их репертуар, участвует в проведении вечеров отдыха, принимает участие в учебно-воспитательной работе, в работе коллективов художественной самодеятельности. Он знает историю и теорию музыки, методику работы с самодеятельными коллективами, принципы формирования репертуара.Обладает такими профессиональными качествами, как: музыкальная одаренность, способность долго и сосредоточенно работать, чувствовать и понимать стили, жанры музыки; артистизм, коммуникабельность, умение достичь художественного единения с солистом в понимании содержания исполняемого произведения.

Круг внимания у аккомпаниатора обширный и сложный: это работа рук и использование педали, это слуховое внимание к звуковому балансу и звуковедению солиста, это ансамблевое внимание и воплощение художественного замысла. Совершенствование этих качеств требует напряжения духовных и физических сил.
Опытный аккомпаниатор знает и понимает профессиональный уровень солиста, его музыкальность, знает его характер, что имеет большое значение для гармонии между солистом и аккомпаниатором.

Аккомпаниатор является источником вдохновения для солиста, и его игра должна сверкать в прекрасных вступлениях и заключениях, а также аккомпаниатору необходимо вжиться в характер произведения в той же мере, что и солисту.
Под аккомпанемент играют многие инструменталисты (скрипачи, флейтисты, домристы), с их помощью проходят занятия и экзамены в музыкальных учебных заведениях (уроки вокала, хора, хореографии). Они аккомпанируют на концертах и помогают артистам в репетиционный период, скрытый от зрительских глаз.

Концертмейстер (от нем. кonzertmeister) – пианист, разучивающий партии с вокалистами или инструменталистами, а также артистами балета и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (в переводе с немецкого meister — мастер).
Понятие «концертмейстер» многозначно: — это пианист, аккомпанирующий солирующему исполнителю; концертмейстером называют первого скрипача оркестра, который иногда заменяет дирижера; это музыкант, возглавляющий каждую из групп струнных инструментов оркестра; а также, это пианист, помогающий исполнителю разучивать партии и аккомпанирующий ему в концертах.

Концертмейстер не просто музыкант, он и организатор, педагог и психолог, и эти качества трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Главное качество концертмейстера — общая музыкальная одаренность, которая предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного.
Мобильность, скорость, активность, рациональность, аналитический склад ума – также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.

Работа концертмейстера не сводится к простому аккомпанированию на фортепиано или другом инструменте . Сегодня такие музыканты – это в первую очередь прекрасные исполнители, которые обладают тонким слухом и развитым чувством ансамбля, умеют эффектно подать солиста во время представления. Кроме того, концертмейстер – это еще и распорядитель музыкального действа, и одновременно помощник дирижера, руководителя коллектива, педагога; исполняет фортепианные произведения на уровне, достойном маэстро; аккомпанирует инструменталисту, солисту, хору или ансамблю; транспонирует свой аккомпанемент и объединяет его с сольной партией; подбирает на слух мелодию; быстро читает незнакомые произведения с листа для аккомпанемента.

С распространением современных технологий многие артисты переходят на выступление под фонограмму. Однако уникальные качества “живого” аккомпанемента делает профессию концертмейстера и аккомпаниатора одной из самых востребованных!

Татьяна Конюхова

Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Председатель жюри, наставник, педагог по вокалу и фортепиано, пианист, музыкальный психолог, дирижер-хоровик, Топ-менеджер высшего звена, бизнес-тренер, эксперт.

Фонд поддержки

Мы знаем как сейчас тревожно всей стране. В такие дни очень важно говорить друг с другом — получать информацию из первых рук, оперировать знанием, а не домыслами и делать пусть маленький, но шажок, осознанно строя свой маршрут хотя бы на день вперед.

Фонду и благотворительным проектам необходима Ваша поддержка. Спасибо Вам, что остаетесь неравнодушными!

Экспромт-центр