Проект «Формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников посредством проекта посткроссинг»

Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории, Отличник Образования( РС)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Кэскил” с.Туора-Кюель МР “Таттинский улус” Республика Саха (Якутия)

Прививая детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, задумывались ли Вы о том, что маленьким детям очень сложно понять наше стремление передать те чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны, которые живут в нас, во взрослых? Маленький человечек, придя в наш мир, видит рядом с собой свою маму, папу и здесь появляется его первое чувство – любовь к своей семье. Подрастая, он понимает, в каком красивом, большом поселке или городе он живёт, здесь постепенно появляется второе чувство – любовь к родному краю. А как рассказать ребенку о той огромной, великой, многонациональной стране мира с её многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой, полезными ископаемыми, необъятными полями и лесами, в которой он родился и живёт. Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому ,что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

Актуальность: 21 век – век информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Педагог 21 века – это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого наличие персонального сайта в Интернете – это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и занимает не последнее место в работе современного педагога. Интернет –это массовый и оперативный источник информации. Воспитатель может найти различную информацию в сети по той или иной проблеме, которая ей нужна. Как и каждый педагог нашего времени я использую ИКТ технологии в своей работе и деятельности .Работаю на образовательных порталах ,имею свой Персональный сайт воспитателя, электронное портфолио .На международном образовательном портале МААМ.ру работаю с 2013 года.Тут, каждый педагог имеет возможность поделиться своим педагогическим опытом и перенять опыт других коллег. Благодаря порталу у меня теперь есть друзья из всех регионов России. Но несмотря на огромные возможности интернета, благодаря которому так далеко территориально находящиеся друг от друга люди могут почувствовать себя такими близкими, у мировой сети, как и у всего есть и отрицательные стороны. Популярность компьютеров, электронной почты, наборов стикеров с уже готовыми фразами и других средств быстрого общения уводит нас от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Мы с вами, коллеги, уже сами столкнулись с «экзотичностью» бумажного письма в конверте для наших детей. Опросы и беседы выявили, что многие дети просто никогда не видели рукописного письма в конверте, не знали, что такое марка… Ситуацию надо было срочно исправлять.И вот осенью 2017 г на нашем портале МААМ.ру стартовал грандиозный проект Посткроссинг. ПОСТКРОССИНГ – проект по обмену почтовыми открытками между разными городами с целью знакомства.

Основной целью проекта является патриотическое развитие дошкольников через изучение культурных традиций своей страны и разных республик России ,посредством почтовой переписки и способствовать развитию толерантности и уважения к людям разных национальностей, их культуре.

Проект помогает детям лучше узнать свой родной край и обычаи своего народа- ведь об этом надо рассказать друзьям в письмах. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, Республике;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– развитие интереса к народным традициям , промыслам ,истории, культуре;

– формирует бережное и уважительное отношение к народному наследию;

– расширение представлений о Республике Саха Якутия и России;

– знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

– формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Инновационная направленность проекта

Развитие патриотических чувств и расширение представления о многонациональной стране России у детей дошкольного возраста через информационное общение с детскими садами России

Тип проекта по видам деятельности: исследовательский, творческий.

По составу участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, воспитанники и родители старшей группы

Содержание проекта.

I этап. Подготовительный

Подбор информации.
Оформление проекта.
Налаживание контакта с дошкольными образовательными учреждениями городов и Республик России

II этап. Основной

Выставка рисунков «Наши друзья по проекту Посткроссинг».
Оформление познавательной фото выставки «В семье единой».
Беседы, НОД о разных Республиках ,народностях, символике, просмотр презентаций.
Обмен посылками,письмами с дошкольными образовательными учреждениями по проекту «Национальные куклы».
Изготовление подарков ,сувениров и оберегов для друзей по проекту
Оформление консультаций, папок-передвижек для родителей (законных представителей) детей:
– «Воспитание любви к родному краю»;

– «Чему учат сказки?»;

– «Формирование у детей потребности трудиться»;

– «Воспитание почемучек»;

– «Народные промыслы »;

– «Народные традиции. Интересно знать…»

Рассматривание кукол в национальных костюмах
Проведение игр на развитие толерантных взаимоотношений
Просмотр слайдов ,видео, презентаций.
Продуктивный вид деятельности рисование, лепка, аппликация.
Проведение дидактических игр «Угадай чей герб», «Найди такой флаг», «Москва –столица нашей Родины», «Рассмотри узор», «Национальная одежда».
Чтение народных сказок и обсуждение
Интеллектуальная игра – викторина «С чего начинается Родина?»
Подвижные игры народов России
Слушание музыки и разучивание танцев

III этап: Заключительный

Итоговое мероприятие — праздник «Дружба народов».
Ответное письмо и видео праздника дошкольным образовательным учреждениям по проекту
Оформление мини-музея «Посткроссинг», коллекции открыток
Распространение опыта работы ,публикация о проделанной работе.
Выставка детских работ «Моя Республика Саха Якутия» «Наша Родина Россия»
Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике.Формирование любви к родине, начала гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.Предрассудки по отношению, как к чужим культурам, так и к своей собственной возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Посткроссинг- средство развития познавательного интереса у детей .Благодаря проекту детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии , изучать страну: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с особенностями ландшафта, климата и условий жизни на севере, юге страны; с культурными традициями народов России и т.д. География нашей переписки обширна, тридцать пять адресов, тридцать пять населенных пунктов нашей огромной страны, тридцать пять коллег- педагогов поддержали переписку с нами, рассказывая о своих городах и селах, традициях и обычаях разных народностей это – Республики Калмыкия, Бурятия, Карелия ,Калмыкия, Удмуртия, Тыва, Беларусь, Башкортостан ,Приволжье ,города :Москва ,Челябинск, Санкт-Петербург, Саратов , Сочи ,Кинешма, Новосибирск. Саратовская ,Челябинская, Калужская ,Новосибирская ,Ивановская, Свердловская , Нижегородская ,Оренбургская ,Ростовская области. Пермский ,Алтайский, Краснодарский края , ХМАО-ЮГРА. И детский сад Орончикан из Жиганского улуса. Проект организован для того напомнить всем нам о уникальности рукописного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека; чтобы привить детям любовь и уважение к России – самой большой многонациональной стране , с богатой культурой, людьми разных национальностей ,чтобы у детей появилось понимание, насколько велика наша родная страна. Для достижения поставленной цели мы выделили несколько направлений развития ребенка, которые могут осуществляться через использование разнообразных форм разного национального творчества. Это дидактические и настольные игры, чтение художественной литературы, пословиц, отгадывание загадок, составление рассказов, игры разных народов. Мы считаем, что данные формы работы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Реализация данных направлений работы осуществляется через включение детей в следующие формы работы: занятия, трудовая деятельность, игры, экскурсии, праздники, развлечения, конкурсы, самостоятельная деятельность.

При знакомстве детей с культурой других национальностей мы также использовали следующие формы работы:

-Занятия познавательного характера (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала).Просматривание слайдов о традициях, культуре жизни людей разных национальностей .Особое внимание уделили праздникам и обычаям.Ребятам очень понравилось просмотр презентации на тему : «Как встречают новый год в разных странах»

-Занятия практического характера (изготовление поделок и рисунков, совместная практическая деятельность воспитателя и детей ). Для отправки друзьям по проекту

-Игры народные (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, настольно – печатные).

-Ознакомление с художественной литературой (стихи, рассказы и сказки народных писателей). Рассматривание мини –библиотеки книг и журналов присланных друзьями по проекту.

-Устное народное творчество и фольклор (песенки, считалки, прибаутки, потешки разных народов, отгадывание загадок).Просмотр презентаций от друзей и прослушивание аудиозаписей.

-Искусство , народные обычаи, обряды и праздники; (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);

-Информационное насыщение детей через просмотр презентаций о культуре и традициях (Республики Калмыкия, Бурятия, Удмуртия ,Чувашия, Тыва, Коми ,Карелия и др.)

Для реализации цели и направлений проекта были использованы самые разнообразные средства.

-устное народное творчество;

-художественная литература;

-игра, народная игрушка и национальная живопись;

-декоративно – прикладное искусство, живопись;

-музыка;

– мини- музеи.

Изначально я оформила в группе уголок по поликультурному воспитанию детей. В процессе работы он менялся в зависимости от темы ознакомления. Важной задачей для нас было привить в детях любовь, уважение друг другу независимо от их национальной принадлежности .

Чего только мы не получили в подарок :флаги ,карты, магнитики, сувениры, национальные куклы, книги, открытки и многое другое. Детям было очень интересно и удивительно слушать и запоминать названия разных городов и республик , находить на карте или глобусе, то место , откуда пришло письмо. Например друзья из г.Сочи прислали нам различный материал для уголка природы :шишки и плоды разных деревьев и кустарников: шишки туи ,желуди ,каштанов, кипариса ,родендрона ,лавровова куста ,орехи фундука ,грецкий орех, гербарий с листьями ,которые дети сами собрали и высушили. Весь материал нам очень пригодился, ведь такие растения у нас не растут и увидеть их дети раньше могли разве только на картинке. Друзья из Москвы – материалы государственной символики, гидрогель для опытов, деревянные расписные хохломские ложки для уголка патриотического воспитания; из Калмыкии- национальный шарф хадак ;из Карелии- сувениры из карельской березы и бересты, Удмуртские друзья -национальные игры, сказки и раскраски. Из Новосибирской области с.Мошково Марина Равильевна прислала в подарок кукольный театр ,глобус ,матрешку и очень красивый вязаный пальчиковый театр. Каждый прислал что-то свое, обычное для них и необычное ,непривычное для наших ребят . Все детские сады присылали нам свои национальные книги и детские журналы, раскраски с национальным костюмами, правила народных игр, также мы получили слайды о традициях и обрядах разных национальностей.Например музыкальный руководитель детского сада «Мамонтенок»из г.Ханты-Мансийск Тюменской области Сульманова Светлана Владимировна прислала нам презентации, как они в своем детском саду отмечали народные праздники: «Масленицу» , «Святки и гадания», «Вербное воскресенье», «Русские забавы» и также рассказала о обычаях и традициях народов манси. Друзьям мы отправляли детские работы ,рисунки ,аппликации и много разных подарков, подчеркивая свой национальный колорит:посуду,магнитики,обереги,куклы,открытки ,детские журналы «Чуораанчык».Нашим друзьям очень понравился наш журнал «Чуораанчык»,что они даже выучили несколько слов по якутски. А воспитатель из г.Сочи Узунян Анна Ншановна стала называть своих детей группы ,мои чуораанчыки. Из писем мы с огромной радостью узнали, что все наши подарки и рассказы вызвали огромный интерес ,как у детей, так и у взрослых. Многие коллеги провели со своими детьми познавательные беседы и занятия, знакомя детей с Якутией, ее природой, обычаями и традициями .Я отправила коллегам презентации и слайды про Республику Саха Якутия , Ленские столбы ,про наши традиции и обычаи. В свою очередь мы смотрели слайды про Московский Кремль, метрополитен, шоколадную фабрику, Новосибирский зоопарк, Республику Бурятию, озеро Байкал ,Республику Карелию, Удмуртию ,Калмыкию,Урал. В ходе проекта мы проводили экскурсии на почту ,познакомились с работой и профессией почтальона. Подчеркнули значимость почты и ее работы для населения. Итого, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития. В группе были проведены интегрированные занятия НОД, где дети получили и расширили знания о своей принадлежности ,о детях других городов и республик ,развивали представления о том, что Российская Федерация –огромная ,многонациональная страна, у детей сформировано уважение к людям разных национальностей и их обычаям и культуре. В группе создан мини-музей ,где хранятся подарки наших друзей. Таким образом ,проводя с детьми занятия по патриотическому воспитанию, реализуя проект Посткроссинг ,мы педагоги понимаем, насколько важно и актуально это сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении и в наших детях фундамент гражданственности ,патриотизма, необходимо учить их относиться друг к другу и к своей стране, селу, краю, Республике ,улусу с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого.

Результат: У детей повысился уровень знаний о Родине – России, о её символике, о традициях, об обычаях, уважение ко всем народам проживающим на территории многонациональной страны, повысился уровень патриотизма. Получили знания о том, что такое «Малая Родина». Так же у детей наблюдается повышение уровня терпимости друг к другу, ни стали более уважительны в отношении друг с другом.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Ссылка на источники :

1.Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.

2.Курилова А.Н,Курамшина Ю.В Посткроссинги букккросинг как особая форма коммуникации//Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т.11-С.3070.-URL concept.ru2016

3.Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.

==========================
Участник ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ON-LINE КОНКУРСА «ПОБЕДНЫЙ 45-ый ГОД-ОТ БЕРЛИНА ДО ТИХОГО ОКЕАНА» 2020 – Гуляева Оксана Николаевна.
Номер – Проект «Формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников посредством проекта посткроссинг».
с. Туора-Кюель МР Таттинский улус Республика Саха (Якутия).
Организация: МБДОУ «Кэскил».